Бахьаудина Беслан Бек наькъан/ Беков Беслан (sunja_edu) wrote,
Бахьаудина Беслан Бек наькъан/ Беков Беслан
sunja_edu

Categories:

Потрясающее видео о Горной Ингушетии и Горной Чечне от Виктора Сокирко и Лидии Ткаченко/Вот они - мо

Большая часть про Чечню, но есть и про Ингушетию.  Про Ингушетию рассказ начинается с 43 минуты. Очень красиво рассказывают ингушское илли "О том как построили башню". За кадром хорошая музыка...




Вот ссылка на полную текстовую версию:  http://www.sokirko.info/Part6/Checheni/

235. Типичная ингушская воув-боевая башня, а рядом развалины жилой башни-гала, остатки от хозяйственных пристроек, плодовые деревья - остатки сада и огорода - в таких родовых гнездах выживали ингуши и чеченцы в беспрерывных стычках и войнах. Главным образом, в местных войнах между соседями - из-за угона скота и убийств.

236. Кровная месть - месть за кражу женщин и за убийство - было главным средством самосудного права, восстановления на этой земле справедливости - без госудственных.судов и писаных законов - а по обычаю. Жестокий обычай, но именно он заставлял чеченцев и ингушей крайне бережно относиться к жизни и чести сородичей. Если же случалось несчастье и обида, род шел войной на род обидчика, а спрятаться они могли только в башне.

237. Правда, возможны были и смягчения. Можно было откупиться от осады, выйти из башни для работ, но при одном условии: убийца не должен покидать своем усадьбы, ибо вне ее кровники обязаны будут преследовать его и убить. Так смерть заменялась пожизненным заключением, но не прощением, адат был суров и неумолим.

238. Без всяких натяжек можно утверждать, что мы видим перед собой типичный рыцарский замок. Не феодальный (крепостных крестьян поблизости не было), а именно рыцарский, развивающийся из родовых башен, где люди ставили честь выше жизни. Честь, конечно, понимаемую очень специфично.

239. В кодекс ее ценностей входили, например, грабеж и угон скота, захват пленников - но ведь и ранние европейские рыцари этим не брезговали, если не просто жили разбоем. И, тем не менее, рыцарская честь стала в Европе одним из важных составляющих личностного сознания Нового времени.

240. В более поздние времена горцы строили больше галы, собираясь в аулы-города. В Англии родовые замки тоже уступили место городам. Но остались традиции, остались люди, англичане и ингуши...

241. Поднимаясь от Эгикала к водоразделу на Армхи, мы заметили за собой всадников, удивились - ведь за весь прошлый день в этой богатейшей долине ни с кем не встретились.

242. Лишь видели в отдалении проносящийся по старым дорогам мотоцикл, какой-то джигит приволок его по кочам с Военно-Грузинской дороги, чтобы вволю погарцевать по историческим местам.

243. Но вот нас догнали молодые парни. На просьбу Лили помочь вежливо взвалили на лошадей рюкзаки и неспеша покрутили вверх дорожным серпантином. Мы же, обрадованные и облегченные, ринулись вверх напрямки.

244. Наверху парни сворачивали в поисках отбившихся коров. Мы расстались, сфотографировав их на память. Вот они - молодые ингуши - наследники рыцарей-грабителей. Хоть и работают пастухами, но одеты щегольски, выглядят, как заправские денди, аристократы. Да, как безнадежно устарел отзыв Брокгауза о небрежности одежды горных ингушей. Сейчас с одеждой все в порядке, а вот как с честью? - И, кажется, нам хочется верить - что все же неплохо, не хуже, чем у англичан.




Посмотреть на Яндекс.Фотках
Tags: "ИЗ ТХЬОВРЕ", Вейнахи, ГIaлгIай Мохк, ГIaлгIай лоаме, ГIалгIай, Кавказ, Нохчий, Нохчий Мохк, истина где-то рядом, история, кавказцы, сурташ, фото, это интересно!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments